Как заменить тормозные колодки своими руками
By Administrator ·
Подготовка к замене тормозных колодок
Перед тем как приступить к замене тормозных колодок, важно провести тщательную подготовку. Сам процесс несложный, но требует внимательности и соблюдения нескольких простых правил. Если вы хотите быть уверены в том, что результат не подведет вас в самый ответственный момент, как говорится, “не халтурьте”. А для начала давайте разберемся, какие инструменты и материалы вам понадобятся для успешной замены тормозных колодок.
Необходимые инструменты и материалы
Итак, что же нам нужно для того, чтобы заменить тормозные колодки без особых проблем?
-
Домкрат и подставки. Это как палка с двумя концами: домкрат поднимет машину, а подставки обеспечат её надежное положение во время работы. Без них — это как ремонтировать что-то на качелях. Надежность — основа всего, ведь вам предстоит работать с тяжёлым автомобилем. Лучше не экономить и купить качественные подставки. Для вашего же комфорта.
-
Набор гаечных ключей и головок. Никакие отвёртки не заменят хорошего гаечного ключа. На разных автомобилях могут встречаться разные типы болтов, так что это — обязательный элемент.
-
Отвертка или специальный инструмент для вдавливания поршня тормозного суппорта. Задача поршня — “усадить” старые колодки и освободить место для новых. Этот инструмент нужен для того, чтобы не повредить ничего в процессе вдавливания. А если у вас есть отвертка с длинной ручкой, то смело используйте её. Главное, чтобы поршень сдавливался равномерно и без лишнего усилия.
-
Противоскрипная или медная смазка. Да, смазка нужна не только для тех целей, которые мы все привыкли представлять. В данном случае она предотвращает неприятный скрип, который может появиться, если колодки начнут трение о металлические части тормозной системы. И не забывайте: смазка должна быть нанесена на тыльную сторону колодок.
-
Очиститель тормозов. Как ни крути, но тормозные механизмы всегда собирают много грязи и пыли. Очиститель тормозов — это тот самый продукт, который быстро и эффективно очищает все компоненты от ненужных загрязнений. Это особенно важно, чтобы новый комплект колодок не вышел из строя ещё до того, как успеет “поработать”.
Теперь, когда у нас есть все нужные инструменты, самое время подумать о выборе и покупке тормозных колодок.
Выбор и покупка тормозных колодок
Когда дело доходит до выбора тормозных колодок, важно помнить одну простую истину: это не тот элемент, на котором стоит экономить. Вы, конечно, можете найти дешевые аналоги, но как говорил один умный человек, “дешево — не значит хорошо”. И правда: тормоза — это ваша безопасность. С ними не шутят.
При выборе колодок для замены стоит обратить внимание на несколько факторов:
-
Марка, модель и год выпуска вашего автомобиля. Эти данные помогут вам найти именно те колодки, которые подходят для вашего железного коня. На большинстве современных машин есть специальная информация на упаковке тормозных колодок, что позволяет легко подобрать правильный комплект.
-
Оригинальные или качественные аналоги?. Тут вопрос больше связан с бюджетом. Оригинальные колодки, конечно, лучше — они идеально подходят под конкретную модель автомобиля и имеют длительный срок службы. Однако, если ваш автомобиль уже не новый и вы не хотите переплачивать, можно выбрать хорошие аналоги от проверенных производителей. И тут главное — не идти на компромиссы с качеством. Например, бренды Brembo, Bosch, ATE давно зарекомендовали себя на российском рынке, и их продукция не разочаровывает.
-
Материалы колодок. Тормозные колодки бывают нескольких типов: органические, полуметаллические и керамические. Органические колодки — мягкие, но изнашиваются быстрее, керамические — долговечные, но могут быть более дорогими, а полуметаллические — отличный компромисс между ценой и качеством. Если вы не хотите менять колодки через каждые 15 тысяч километров, выбирайте полуметаллические или керамические.
Но не забывайте, что выбор зависит не только от личных предпочтений, но и от условий эксплуатации. Если ваш автомобиль часто сталкивается с грязными дорогами или зимними трудностями, выбирайте более прочные и выносливые модели.
Пошаговая инструкция по замене тормозных колодок
Ну что, друзья, мы подошли к самому интересному моменту — замена тормозных колодок! Всё, что вам нужно, — это немного терпения, базовый набор инструментов и пара крепких нервов (но, надеемся, они вам не понадобятся). Итак, приступаем!
1. Подготовка автомобиля
Для начала убедитесь, что автомобиль стоит на ровной поверхности. Не стоит пытаться менять колодки на склоне — не только неудобно, но и небезопасно. Включите стояночный тормоз (не забывайте, безопасность — превыше всего) и подложите противооткатные упоры под те колеса, которые не будут сняты. А вот если у вас они ещё не появились в арсенале, настоятельно рекомендуем обзавестись ими — «железо» любит крепкие нервы.
Важно помнить, что автомобиль должен стоять не только ровно, но и стабильно. Легковушки не бывают на “два колеса” в прямом смысле, но и на одинокий подъемник оставить автомобиль тоже не стоит. Примените подставки, если уж собрались выполнять это дело самостоятельно.
2. Снятие колеса
Теперь возьмитесь за гайки! Да-да, именно так. Ослабьте их с помощью гаечного ключа. Но не откручивайте до конца — сделайте это после того, как поднимете автомобиль. Если гайки прикручены «на века» (или вам кажется, что кто-то не приложил достаточно усилий при предыдущем ремонте), имейте под рукой ключ с длинной рукояткой — для рычага.
Теперь с помощью домкрата поднимите автомобиль и установите его на подставки. Задача номер один: безопасность. Убедитесь, что всё надежно зафиксировано. Как только автомобиль стабильно стоит на подставках, открутите гайки до конца и снимите колесо. Всё, первое препятствие позади.
3. Демонтаж старых колодок
Вот тут начинается настоящая магия. Прежде чем снять старые колодки, нужно сделать несколько важных шагов:
-
Снимите пылезащитные колпачки с направляющих тормозного суппорта. Делайте это аккуратно, чтобы не повредить их.
-
Если на вашем автомобиле есть датчик износа колодок (а он есть почти в каждом современном авто), отсоедините его. Да, он может доставить вам пару лишних минут на начале работы, но зато в дальнейшем избавит от лишних проблем.
-
Теперь ослабьте и снимите направляющие тормозного суппорта. Это несложно, если всё предусмотрительно затянуто не слишком сильно.
-
После этого можно аккуратно снять сам суппорт. Важно: не подвешивайте его на тормозном шланге! Используйте проволоку или специальную верёвку, чтобы суппорт не висел, как нелепый сувенир. Если шланг порвётся, не обрадуется ни одна душа.
-
И вот, наконец, пришел черед старых колодок. Извлекайте их. Если что-то «заело», постарайтесь не использовать силу, а аккуратно подправьте инструментом.
4. Подготовка к установке новых колодок
Пора подготовить «поле боя» для новых колодок. Чтобы сделать это правильно, нужно почистить все посадочные места. Это можно сделать с помощью старой зубной щетки или специального очистителя тормозов. Только будьте аккуратны с химией — не наносите её на колодки или тормозные диски.
Теперь самое важное: поршень суппорта. Если у вас нет профессионального инструмента для вдавливания поршня, не отчаивайтесь. Подойдёт и обычная отвертка, если вы аккуратно и равномерно надавите на поршень. Это нужно для того, чтобы освободить достаточно места для новых колодок. Помните: торопиться не стоит.
5. Установка новых колодок
Внимание! Следующий шаг — это монтаж новых колодок. Здесь важно не забыть несколько нюансов:
-
На тыльную сторону новых колодок нужно нанести тонкий слой противоскрипной или медной смазки. Это предотвратит скрипы и обеспечит долгую службу тормозной системы. Только не переусердствуйте с количеством — это не «сливочное масло».
-
После того как смазка нанесена, аккуратно вставьте новые колодки на их посадочные места. Ставьте их туда, где они точно должны быть — не перепутайте переднюю и заднюю части.
-
Теперь поставьте тормозной суппорт обратно на место и закрепите направляющие. Всё должно быть зафиксировано, как в инструкции, а не так, как в сборной модели из детства.
-
Подключите датчик износа, если он был отсоединен. Повторно проверьте, не забыл ли вы где-то ещё что-то важное.
6. Сборка и проверка
Настало время собирать всё обратно. Установите колесо на место и не торопитесь — сначала вручную затяните гайки. Затем, опустив автомобиль, используйте динамометрический ключ, чтобы затянуть их по инструкции. Это важный момент, ведь излишняя сила или слабое затягивание могут привести к проблемам с колёсами.
Теперь, когда колёса на месте, проверьте уровень тормозной жидкости. Иногда замена колодок влияет на её количество, так что лучше удостовериться, что всё в норме. Если жидкость упала — долейте её. И не забывайте несколько раз нажать на тормоза перед тем, как выйти на дорогу, чтобы убедиться, что всё работает, как надо.
Частые ошибки при замене тормозных колодок
Даже если вы следуете пошаговой инструкции, могут возникнуть моменты, которые потребуют особого внимания. Чтобы ваша работа не превратилась в экстренное посещение сервиса, давайте разберемся, какие ошибки при замене тормозных колодок наиболее распространены.
Игнорирование очистки тормозных дисков
Задача тормозных колодок — создать трение, а значит, их взаимодействие с тормозными дисками должно быть максимально эффективным. Так вот, если перед установкой новых колодок на дисках осталась грязь или пыль, процесс торможения будет значительно ухудшен. Более того, это может привести к преждевременному износу новых колодок. А ведь никто не хочет покупать новые детали каждую неделю, правда?
Почти как мыть посуду, только важнее! Поэтому всегда тщательно очищайте тормозные диски перед тем, как устанавливать новые колодки. Для этого подойдут специализированные очистители тормозных систем или даже просто хорошая щетка с жестким ворсом. Все эти усилия оправдают себя в будущем.
Отсутствие смазки направляющих суппорта
Многие пренебрегают этим моментом, считая, что достаточно просто заменить колодки. Однако отсутствие смазки направляющих суппорта — это ошибка, которая может привести к заклиниванию суппорта, неравномерному износу колодок и плохому торможению.
Не забывайте наносить смазку на направляющие — это обеспечит бесперебойную работу тормозной системы и значительно продлит срок службы тормозных компонентов. Для этих целей идеально подходят специализированные смазки, такие как медная смазка или средства, предотвращающие скрип.
Невыполнение процедуры вдавливания поршня суппорта
Поршень суппорта играет ключевую роль в установке новых колодок. Если вы не вдавите его в нужное положение, новые колодки просто не встанут в суппорт. Это может привести к тому, что колодки будут прижаты недостаточно сильно, а тормозная система — не будет работать должным образом.
Помните: используйте специальный инструмент для вдавливания поршня, или, в крайнем случае, отвертку с мягкой насадкой, чтобы не повредить поршень. Процесс несложный, но если его пропустить, тормоза могут не сработать должным образом.
Использование некачественных или неподходящих колодок
Выбирая тормозные колодки, ни в коем случае не экономьте на безопасности! Использование неоригинальных или некачественных колодок может привести к ухудшению тормозных характеристик и даже выходу из строя других компонентов тормозной системы. Недорогие аналоги могут быть не только неэффективными, но и опасными.
Поэтому важно выбирать колодки, которые подходят именно для вашей модели автомобиля, а лучше — от проверенных производителей. Прочитайте отзывы и не забудьте удостовериться, что детали прошли необходимые сертификации.
Пренебрежение проверкой уровня тормозной жидкости
Когда вы меняете тормозные колодки, уровень тормозной жидкости может немного снизиться. Это связано с тем, что после установки новых, более толстых колодок, поршень суппорта будет отодвинут немного дальше. Это может повлиять на работу тормозной системы, особенно если уровень жидкости стал слишком низким.
Перед тем как закончить работу, обязательно проверьте уровень тормозной жидкости и при необходимости долейте. И помните, если жидкости в бачке слишком мало — это может быть симптомом утечки. Лучше один раз проверить, чем потом судорожно искать ближайший автосервис.
Заключение
Замена тормозных колодок — дело не из сложных, но требует внимательности и соблюдения ряда правил. Следуя пошаговой инструкции, вы можете сэкономить время и деньги, а также обеспечите свою безопасность на дороге. Важно не торопиться, тщательно готовиться к процессу и не пренебрегать проверкой всех деталей после выполнения работы. И помните, если вы чувствуете, что что-то не так, лучше не рисковать и обратиться к профессионалам.
Профессиональный подход к ремонту — это залог не только долговечности вашего автомобиля, но и вашей безопасности. Поэтому перед тем как взять в руки гаечный ключ, убедитесь, что у вас есть все нужные инструменты и знания. А если что-то не получается — не стесняйтесь обратиться за помощью. Ваши тормоза — ваша безопасность.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
В: Как часто нужно менять тормозные колодки?
О: Рекомендуется проверять состояние тормозных колодок каждые 20 000–30 000 км пробега. Однако частота замены зависит от стиля вождения, условий эксплуатации и качества колодок.
В: Можно ли заменить только одну пару колодок (только передние или только задние)?
О: Рекомендуется заменять колодки на одной оси одновременно, чтобы обеспечить равномерную эффективность торможения.
В: Нужно ли прокачивать тормоза после замены колодок?
О: Если при замене не было утечек тормозной жидкости и уровень жидкости в норме, прокачка не требуется. Однако, если уровень жидкости снизился или были утечки, необходимо прокачать тормоза.
В: Почему после замены колодок тормоза скрипят?
О: Возможные причины скрипа: отсутствие смазки на тыльной стороне колодок, загрязнение тормозных дисков или использование некачественных колодок.
В: Можно ли использовать универсальные тормозные колодки для разных марок автомобилей?
О: Нет, необходимо использовать колодки, соответствующие марке, модели и году выпуска вашего автомобиля, чтобы обеспечить безопасность и эффективность торможения.